Счетная палата РФ раскритиковала закон о концессиях

17.11.2020 Без рубрики  No comments

И в этом случае госбюджет предсказуемо несет потери», — заключает эксперт. Ни оптимизации, ни сверхдохода
Не оправдал себя и применяемый сейчас механизм расчета доходов, который может оставаться в распоряжении концессионера. Счетная палата предлагает правительству актуализировать прогноз трафика в концессионных соглашениях. По состоянию на 1 января 2020 года в доверительном управлении «Автодора» находятся 3,4 тыс. Доход рассчитывается на основе прогнозных значений трафика (движения автотранспортных средств). Основные плюсы концессии для государства — сокращение расходов, для частного инвестора — госгарантии, повышающие возвратность вложенных средств и снижающие инвестиционные риски на длительный период. В итоге сверхдоход получен не будет, прогнозирует СП. Наверное, в некоторых случаях дешевле обошлось бы, если вообще не использовать концессию», -— говорит Ермоленко. «Учитывая низкий уровень покрытия России современными дорогами и ради развития экономики регионов, для государства важнее построить, чем заработать», — говорит эксперт. По 30 рублей за километр

Некорректно была определена и стоимость проезда по трассе. В российских реалиях окупаемость проектов на условиях концессии маловероятна, считает управляющий партнер инвесткомпании «Кадерус Капитал» Андрей Акопян. Но с другой стороны окупаемость таких проектов должна отходить на второй план, считает Акопян. Компенсацию пришлось выплачивать по той причине, что власти не смогли своевременно изъять земельные участки под строительство. Счетная палата РФ представила доклад (есть в распоряжении «Газеты.Ru») о том, как применяется закон о концессионных соглашениях. «На маршруте Москва — Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. У китайцев все путем
Закон «О концессионных соглашениях» был принят в июле 2005 года и с тех пор неоднократно корректировался. Например, в Китае есть аналоги российским концессионным соглашениям. В госкомпании «Автодор» с претензиями СП согласились. Но эти отрезки составляют лишь треть протяженности от всей трассы. Это BOT — Build-operate-transfer в области дорожного строительства. «Мы готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд», — сказал первый зампред правления «Автодора» Сергей Перников. Комментарии

25

Все новости на карте

Строительство автомобильных трасс в формате концессии не выгодно ни государству, ни гражданам, следует из материалов проведенной Счетной палатой проверки. Минэкономразвития, наоборот, предлагает сделать акцент на усилении прав инвесторов в части защиты их инвестиций. Хорошо освещены участки трассы вблизи населенных пунктов и на развязках. Большинство концессий в сфере дорожного строительства заключены сейчас на срок от 20 до 35 лет. Сейчас требования к качеству бесплатных дорог не отличаются от требований к платным участкам, например, по уровню освещенности. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены на обеих участках автотрассы. Протяженность платных участков — 1,4 тыс. Он также пообещал усилить требования к «проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий». Существует и другая проблема. «Однако ряд нерешенных проблем в сфере дорожного строительства и недостатки самих соглашений не дают достичь поставленных целей и реализовать потенциал «дорожной концессии» в полном объеме», — отмечают аудиторы СП. В июне этого года сообщалось, что необходимые для этого поправки в закон проходят стадию согласования с другими ведомствами и экспертным сообществом. Государство заключает договор о концессии «для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику», напоминает Счетная палата. км. Закон о концессиях предусматривает совместную — государства и бизнеса — реализацию проектов. По маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. «Государство дает возможность заработать на концессионных соглашениях особо приближенному бизнесу, который имеет с чиновниками особые отношения. км автомобильных дорог федерального значения. «В таких случаях государство оказывается заведомо в слабой позиции и вынуждено нести потери для бюджета. В результате тариф за 1 км пути на разных участках трассы отличается более чем в три раза. Трафик определяет представитель государства заранее, на этапе проведения конкурса среди желающих заключить соглашение о концессии. На примере двух платных участков автодороги Москва — Санкт-Петербург (15-58 км) и Москва — Минск М1 «Беларусь» в обход города Одинцово Московской области. «В КНР такие проекты успешны по причине низкой себестоимости, высокой скорости работ при соблюдении требований по качеству, устоявшейся модели взаимоотношений между государством, инвесторами и строительными компаниями, высокого трафика, а также роста благосостояния населения», — говорит Акопян. Половину сверхдохода закон требует направить государству. Минфин ранее предлагал ужесточить условия для концессий, строже оценивать эффективность такого рода соглашений, а госгарантии предоставлять на срок лишь 20 лет. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может устанавливать стоимость, исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. С 2009 по 2019 годы в РФ было заключено 13 концессионных соглашений по строительству и эксплуатации автодорог общей стоимостью 867,6 млрд рублей. Все, что окажется больше прогнозной суммы, считается сверхдоходом. В стадии эксплуатации находятся 4 из 13 автотрасс, построенных на условиях концессии. «В ходе мероприятий мы достоверно установили, что фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. Закон о концессиях нуждается в переработке, отмечают эксперты. При этом, при разрешенных высоких скоростях (до 120 км/час) полутемный участок дороги — это двойная опасность, говорится в отчете СП. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или 9 рублей за 1 км», — заметил аудитор. Всего заключено 280 концессий (в различных сферах экономики) на сумму почти 1,9 трлн рублей. «Из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», — сообщил на коллегии ведомства аудитор Валерий Богомолов. Партнер ФБК Legal Александр Ермоленко также считает, что действующий закон о концессиях нуждается в серьезной корректировке. Государство только на двух платных участках потеряло 5,6 млрд руб., а автолюбители получили плохо освещенную небезопасную трассу со стоимостью проезда 30 рублей за километр. Основная проблема для реализации механизма концепции — отсутствие реальной конкуренции на дорогостоящих мега-проектах. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», — констатировал аудитор Богомолов. Как показала проверка, заключение концессионных соглашений не только не помогло оптимизировать расходы госбюджета, а наоборот привело к выплате подрядчикам 5,6 млрд рублей в качестве компенсации за недополученный доход. У Счетной палаты имеются также претензии по эксплуатационным характеристикам платных участков.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>